Укладка брусчатки: подробная инструкция по мощению


 

Укладка брусчатки: подробная инструкция по мощению

Гуляя по изогнутым улочкам старинных городов, невольно замечаешь, как красиво и благородно смотрится брусчатка, положенная еще пару веков назад. Кирпичики потерты временем, по ним прошли тысячи ног, но дорожки все так же прочны и ровны. Спасибо следует сказать мастерам того древнего времени, которые не пожалели сил и терпения, чтобы полностью соблюсти сложную технологию укладки. Стоит выпасть одному кирпичику – и вся работа пойдет насмарку.

Инструкция по мощению незатейлива, но требует знания некоторых строительных нюансов и выполнения четкой последовательности всех этапов. Например, не стоит упускать такой важный момент, как проверка состояния грунта в предполагаемом месте укладки. С геологической точки зрения оценивают состояние почвы, а с проектной – выбирают наиболее подходящую конструкцию.

Укладка брусчатки: подробная инструкция по мощению

Проектирование и разметка

Проект сооружения из тротуарной брусчатки включает в себя несколько пунктов, соблюдение которых упростит работы в дальнейшем. Это только кажется, что проложить дорожку из брусчатки легко (разложил кирпичики – и готово). На самом деле, тротуар – сложное инженерно-техническое сооружение, поэтому предварительные работы включают в себя:

  • оценку уровня нагрузки на поверхность дорожки;
  • расчет общих размеров сооружения;
  • решение вопросов водоотведения с учетом уклонов;
  • выбор конфигурации и цвета брусчатки;
  • подсчет количества материала;
  • выбор способа укладки;
  • составление поэтапного плана.

Упростить начало работ помогает разметка участка мощения: по всему периметру дорожек вбивают небольшие колья и соединяют их строительным шнуром на уровне, равном верхнему краю тротуара.



Рассмотрим более простой вариант, не отягощенный системой водоотведения, но приемлемый для дачного участка.

Подготовка рабочего участка

Потребуется предварительная подготовка почвы: для этого вдоль отметок снимают верхний плодородный слой (дерн, гумус). Глубина снятия зависит от размеров брусчатки с учетом подготовленного для укладки основания. Строгих стандартов не существует, но обычно получаются траншеи глубиной 0,2-0,6 м. Дополнительно убирают остатки растений (побеги, ростки, корни) и уплотняют грунт, если он нестабилен.

Иногда под удаленным верхним слоем можно обнаружить пласты малопроницаемых видов почвы, к которым относятся нестабильные типы:

  • суглинок;
  • глина;
  • чернозем.

Они не подходят для основы, поэтому глубину траншеи придется увеличить, а изъятый слой возместить, заменив его техническим грунтом с полезными свойствами, например, щебнем или гравием.

Наряду с составом почвы учитывают уровень грунтовых вод. Недопустимо, чтобы он превышал уровень мощения, поэтому возможно проведение дополнительных дренажных работ. Способ подготовки котлована или траншеи зависит обычно от размеров. Для сооружений малого масштаба, например, дачных дорожек, достаточно ручных работ. Мощение большой площади требует участия строительной техники: скреперов, бульдозеров, грейдеров.

Укладка брусчатки

Профилирование зоны монтажа

Редко бывает, что дорожка или тротуар проходит по идеально гладкой поверхности, чаще на пути встречаются возвышенности или спуски. К тому же на дачах, где много деревьев, клумб, построек, дорожки часто вьются и петляют, а не лежат строго по прямой. Следовательно, нужно учитывать повороты, спуски, закругления, то есть соотносить сооружение с особенностями ландшафта.

Если все же решили провести дренажные работы, необходимо запомнить следующее. Для отвода дождевых вод используют канализационные трубы. Воды уходят самотеком, поэтому следует определить уровень их наклона – обычно он равен 2-4%, это примерно 2-4 см на 1 м длины трубы.

Почвенные неровности дна котлована сглаживают, засыпая впадины крупнозернистым песком. Песчаный слой, как правило, не превышает 1 см. Уплотнение при помощи трамбовки – еще один обязательный этап, так как стабильность основания – необходимое технологическое условие.

Укладка бордюров

Бордюры или, как их еще называют, поребрики определяют границы тротуаров и дорожек. Выбирать их следует, исходя из назначения сооружения и нагрузки на него. Часто внешний вид бордюров соотносится с цветом и фактурой брусчатки. Кроме эстетической функции, бордюры важны с чисто технической стороны: они «держат» форму дорожки, предохраняют ее от разрушения и фиксируют границу между брусчаткой и грунтом, сглаживая разницу высот.

Наиболее износостойкими являются поребрики, изготовленные из бетона. Для их монтажа подготавливают основание, используя полусухой бетон. Между соседними элементами необходимо оставлять свободные, не заполненные раствором зазоры шириной 0,3 см.

Подготовка основания под укладку

Грунт подсыпан и тщательно утрамбован, следующий этап – формирование основания под брусчатку. Следует понимать, что брусчатка имеет определенный вес, который увеличивается при эксплуатации дорожек. Слабое и шаткое основание спровоцирует быстрое разрушение конструкции, а правильно подготовленное обеспечит стабильность и надежность.

Лучшим материалом для основной подушки служит щебень (фракции 10-40 мм) или аналогичных размеров гравий. Толщина слоя примерно 0,1-0,2 м, но это не окончательные параметры. После обязательной утрамбовки засыпка осядет примерно на 10-20%.

Верхний слой подушки содержит элементы различной фракции. Более крупные частицы необходимы для того, чтобы слой верхней подсыпки не смешивался с гравийной основой. Устойчивость слоев не позволит брусчатке проседать или двигаться по горизонтали.

Устраивая дорожки на даче или тротуары вокруг коттеджа, не следует делать слишком объемное основание, вполне достаточно 0,2 м. Если дорога предназначена для движения автомобилей (например, въезд на дачный участок), требуется подушка толщиной 35-45 см.

Брусчатка

Устройство слоя подсыпки

Подсыпочный слой при соблюдении правильной техники дает возможность наиболее точно, плотно и филигранно расположить элементы брусчатки. Остановимся подробнее на цифрах:

  • Материалом служит отсев щебенки мелкой фракции – 0-0,4 см или песок (просеянный) – 0-0,7 см. Цементно-песчаная смесь категорически не подходит.
  • Для устройства дорожек различного назначения толщина подсыпочного слоя не должна быть менее 4-5 см.
  • Подсыпка выравнивается так, чтобы высота монтируемой брусчатки была на 1 см выше намеченного показателя. Один лишний сантиметр пригодится, когда потребуется выровнять соседние элементы (высота плиток после укладки иногда не совпадает).

Финишная утрамбовка подсыпки произойдет позже, когда конструкция будет полностью собрана. Для этого используют специальную вибрационную плиту, оснащенную резиновой накладкой.

Мощение – укладка элементов брусчатки

Выровненная подсыпка требует аккуратного обращения, поэтому, чтобы не нарушить поверхность подготовленного основания, работы следует вести от бордюров к центру. Опорой для дальнейших действий является уложенная брусчатка. При монтаже каждого ряда, чтобы избежать ошибок, необходимо пользоваться строительным шнуром.

Способ расположения плиток зависит от назначения дорожки. Если дорога предназначена для автотранспорта, угол плитки располагается против движения, то есть применяется диагональный, обеспечивающий стабильность тип укладки. Края конструкции будут иметь свободные полости между элементами. Они аккуратно заполняются ровно отрезанными кусками плитки (составляющими примерно половину целого элемента).

Часто разные партии товара имеют различия в оттенках. Чтобы поверхность дорожки выглядела однородной, следует использовать плитку из разных поддонов, укладывая ее вразнобой.

Заполнение швов

Оставшиеся между плитками зазоры необходимо заполнить песком. Любой материал не подойдет, это должен быть песок фракции 0-2 мм, без примесей, промытый, высушенный. Более крупная фракция не подойдет, так как песчинки, застревая, создадут неравномерность заполнения. Перед процессом виброуплотнения остатки песка на поверхности удаляют. Возможно, после первой утрамбовки в промежутках появятся незаполненные участки, следовательно, придется повторить и засыпку, и утрамбовку. Для большей оптимизации процесса применяют смачивание водой.

Ширина швов пешеходных дорожек – примерно 0,2-0,3 см, для автотранспортных дорог – 0,3-0,5 см. Если после утрамбовки швы равны на площади всей конструкции, значит, технология укладки соблюдена, а дорожное покрытие прослужит долго.

Слишком широкие интервалы между плитками грозят тем, что первый же дождь размоет песок и нарушит поверхность брусчатки. Излишне узкие промежутки лишают покрытие эластичности, необходимой для сохранения целостности элементов.

Виброуплотнение брусчатки

Когда брусчатка уложена, а швы засыпаны и утрамбованы, следует еще раз произвести дополнительное, уже окончательное уплотнение элементов. Поверхность покрытия следует тщательно высушить и очистить от песка и мусора. Специальный инструмент — виброплита для уплотнения — снабжена толстой резиновой накладкой, которая защищает брусчатку от ударов, смягчая их. Одновременно она мешает песку из швов проникать на поверхность элементов и задерживаться в порах, нарушая структуру материала и его цвет.

Работы проводят по направлению от краев дорожки к центру. В итоге высота элементов должна достигнуть запланированных параметров. Если нарушается стабильность или появляются зазоры на месте швов, требуется дополнительное их заполнение.

Результат тщательно продуманных и выполненных действий – гладкая, ровная на всей площади, стабильная дорожка, имеющая одинаковые по размерам швы. Если замечаний к дорожному покрытию из брусчатки больше не возникает, значит, оно готов к использованию.

Поделитесь ссылкой в социальных сетях


Комментарии