Производство пружин в России: история и перспективы
СОДЕРЖАНИЕ:

Первые пружины на Земле использовались еще в глубокой древности для весьма необычных сейчас целей – в качестве щипчиков для бровей. Сейчас пружины в огромных количествах потребляет промышленность и спрос не думает падать.
История
В механизмах пружины массово начали использовать в Средние века. Например, в часах и водяных пилах. Но до начала промышленной революции производили их ручным способом. Конечно, и сейчас изготовление пружин на заказ довольно распространено, но в массе своей это все же промышленное производство. Революция произошла в конце XVIII века, когда английский слесарь и изобретатель Джозеф Брама придумал машину для навивки пружин.
В России пружины начали делать в XIX веке, прежде всего для нужд железных дорог, а потом уже для машиностроения. Но по-настоящему активно работы в этом направлении начались в 1953 году, когда в ЦНИИ материалов заработала лаборатория пружин под руководством к.т.н. В. Н. Шалина. Ею были разработаны ключевые ГОСТы по производству пружин разных типов (16118-70 и 3057-90).
Производство сейчас
В последние годы промышленность по производству пружин в России активно развивалась.
- По данным исследований в 2022 году он достиг уровня 6,8 млрд рублей.
- Следующий год тоже зафиксировали рост и объемы увеличились до 7,5 млрд. При этом санкции и ограничения повлияли на внутреннее производство скорее позитивно.
- 2024 год отрасль закончила с показателем в 10,2 млрд рублей.
При этом все эксперты отмечают серьезную конкуренцию. Есть только четыре компании, доля которых на рынке 8-15%. При этом на остальных производителей приходится больше половины (57%) производства.
Перспективы
Своего покупателя в России находят как небольшие мастерские, так и крупные предприятия. Во многом это вызвано большой сферой применения пружин. Они необходимы в следующих направлениях:
- в производстве и ремонте автомобилей, по самым скромным оценкам она потребляет до полумиллиона пружин в год;
- в оборонно-промышленном комплексе, один из драйверов спроса;
- в железнодорожной технике, спрос там остается стабильно высоким;
- в самых различных сегментах машиностроения, от производства бытовой техники до точного приборостроения.
Рынок характеризуется острой конкуренцией между отечественными компаниями и зарубежными. Поэтому определенные проблемы, которые возникли у импортной продукции, стали хорошим стимулом для развития производства российских пружин. И фактор этот будет действовать еще какое-то время.
Комментарии



